Чаще всего из строя выходит не вся выхлопная система, а отдельные ее части. В связи с прогоранием глушителя или его коррозией образуются отверстия, через которые выхлопы автомобиля выбрасываются наружу. В случае если такие отверстия образовались под днищем автомобиля, выхлопные газы могут попасть и в салон машины. Чтобы такого не случилось, производите своевременный ремонт глушителя при появлении первых запахов выхлопных газов внутри авто. При этом не экономьте на оборудовании — качественные элементы выхлопной системы прослужат вам несколько лет, а вы будете уверены, что не дышите вредными газами.
Катализатор
Катализатор — элемент выхлопной системы, непосредственно отвечающий за количество вредных выбросов из глушителя автомобиля в окружающую среду. Внутри он сделан из сот, похожих на пчелиные, поверхность которых покрыта тонким сплавом платины с иридием. Остатки выхлопных газов, проходя через катализатор, вступают во взаимодействие с каталитической поверхностью, в результате чего происходит окисление и значительное снижение углекислого газа на выходе.
Срок жизни любого каталитического нейтрализатора составляет приблизительно 120 тыс. км. пробега автомобиля (5-6 лет), и то — только при условии использования топлива высокого качества. По прохождении данного срока катализатор перестает справляться с возложенной на него ответственной функцией и подлежит замене. Дальнейшее использование старого катализатора возможно, но не желательно, ведь он является как бы фильтром выхлопной системы и, забившись, может препятствовать выходу отработанных газов.
Автомобильный катализатор стоит довольно недешево: в среднем его цена колеблется около 500 у.е., поэтому, очевидно, его замена — не самое радостное событие в жизни любого автовладельца. Чтобы продлить срок жизни катализатора, заправляйте только качественное горючее. Желательно также заправляться на одной и той же, хорошо известной вам заправке. Ведь достаточно пару раз залить плохое топливо, чтобы практически полностью засорить катализатор, и быть вынужденным его заменить уже через 50-70 тыс. км. вместо заявленных 120! Особенно данный вопрос актуален в нашей стране, ведь некачественный бензин здесь практически повсюду.
Еще одной опасностью для катализатора является долгий запуск двигателя. Если автомобиль не заводится, каталитический нейтрализатор наполняется горючим, и когда запуск все‑таки происходит, оно сгорает со «взрывом», разрушая катализатор.
Кроме того, каталитический нейтрализатор является очень хрупким элементом и боится механического воздействия. Конечно в связи со спецификой использования, внутренняя часть катализатора довольно надежно защищена, однако при сильном ударе соты катализатора, сделанные из керамики, могут треснуть и осыпаться. Опавшие частички керамики разрушают оставшиеся соты, приводя к неисправности катализатора.
Неисправности каталитического нейтрализатора и их признаки
1. Понижение способности к выпуску отработанных газов (иначе говоря – «засор» сот катализатора). При такого рода неисправности у автомобиля ухудшается разгон, «плавают» обороты двигателя при холостом ходу.
2. Разрушение керамических сот. Признаками такой неисправности является дребезг керамических осколков сот или гудящий звук «пустого» катализатора.
Ремонт катализатора
К сожалению, каталитический нейтрализатор не подлежит ремонту: сложную сотовую конструкцию не представляется возможным восстановить. Катализатор можно только заменить.
Замена катализатора
Замена неисправного каталитического нейтрализатора может быть произведена как на новую оригинальную деталь, так и на универсальный элемент. Качественный универсальный катализатор ничуть не хуже оригинального, а по стоимости — дешевле в 2-3 раза.
Достоинства и недостатки оригинального катализатора
Плюсы
1. Деталь, установленная на автомобиль в этом случае, будет рекомендована заводом-изготовителем автомобиля. Это может быть важно для гарантийных автомобилей.
2. Высокий уровень очистки выхлопных газов. |
Минусы
1. Высокая стоимость (в 2-2,5 выше, чем универсальный катализатор).
2. Отсутствие гарантии даже на новую деталь.
3. Недолгий срок службы. |
Достоинства и недостатки универсального катализатора
Плюсы
1. Низкая стоимость.
2. Высокий уровень очистки выхлопных газов за счет использования в сплаве, из которого состоит каталитический слой, менее дорогих элементов по сравнению с платиной (например, золота), которые, однако, очищают отработанные газы не хуже.
3. Не требуется перепрошивка ЭБУ или установка «обманки» лямбда-зонда. |
Минусы
1. Недолгий срок службы.
2. Отсутствие гарантии. |
Замена катализатора на пламегаситель
Вместо катализатора возможно установить другой элемент — пламегаситель, имеющий более простую конструкцию, и, как следствие, низкую стоимость и наличие гарантии. Сборка пламегасителя происходит на базе катализатора.
Несмотря на низкую стоимость (от 6 тыс. руб.), есть и минусы: на новых машинах импортного производства со стандартом Евро-4 после подобной «доработки» катализатора возникает ошибка лямбда-зонд, которая решается перепрошивкой «мозгов» авто или установкой обманки. Однако любой из вариантов обхода ошибки стоит не менее 5 тыс. руб., что приближает установку пламегасителя на таких автомобилях к установке универсального катализатора. Кроме того, существуют автомобили, на которых «обман» лямбда-зонд осуществить не представляется возможным.
Поменять неисправный «родной» катализатор на универсальный заменитель, будь то каталитический нейтрализатор или пламегаситель, можно не на всех авто. Если корпус катализатора сделан из чугуна (обычно в случае, если он размещен около выпускного коллектора) или если коллектор переходит в катализатор, образуя единое целое, на такой автомобиль можно поставить только родную деталь.
Достоинства и недостатки пламегасителя
Плюсы
1. Самая низкая стоимость.
2. Высокая надежность.
3. Большой срок службы.
4. Гарантия.
5. Повышение мощности двигателя.
|
Минусы
1. Низкий уровень очистки выхлопных газов от токсичности (нормам РФ он все равно будет соответствовать).
2. На новых авто с Евро-4 и далее обязательна перепрошивка "мозгов" или установка "обманки" лямбда-зонда. |
Корректор лямбда-зонд (обманка)
Все автомобили, выпущенные позже 99 года, имеют в составе системы выхлопа не только лямбду-зонд, но и еще один кислородный датчик, который отвечает за работоспособность катализатора — он расположен после катализатора. При обнаружении неисправности катализатора, именно он передает информацию блоку управления двигателем, а последний, соответственно, выдает ошибку. Движение с такой ошибкой возможно, но в «аварийном режиме».
Для корректной установки пламегасителя вместо катализатора необходим обходчик ошибки, выдаваемой лямбда-зонд. Такая обманка является своеобразным эмулятором второго кислородного датчика, основной функцией которого является изменение сигнала на идентичный тому, который приходит в ЭБУ в случае, если катализатор исправен. После установке такого обходчика, ошибка катализатора более не загорается, и вы можете использовать пламегаситель.