Максимум комфорта для пассажира (уникальная аудиосистема для Toyota Land Cruiser Prado)
Заказы в тюнинг-центре бывают самые разные. О банальных рассказывать неинтересно: поставить аудиосистему, настроить ее, изменить ее конфигурацию — такие заказы «Автобам» получает каждый день и щелкает их как орешки. Однако, к счастью сотрудников техцентра, заказы бывают куда более нетривиальные. Например, с трудом можно побить рекорд студии ОСИЗ 2001 года, когда им поступил заказ на извлечение морской свинки, которая забралась под торпедо Мазды 626.
В компанию «Автобам» обратился клиент с гораздо менее эксцентричной ситуацией. Скорее напротив, это был заказ практичного человека. Владелец не так давно нанял водителя, в связи с чем стал гораздо чаще ездить на заднем сиденье и заново переоценил удобства своего автомобиля – теперь уже с точки зрения пассажира. Список заданий от клиента при визите в техцентр «Автобам» включал в себя 2 пункта: более удобное заднее сиденье и холодильник. Однако в процессе обсуждения клиент обратил внимание на работы, происходящие по соседству, где завершался проект по монтажу и настройке мощной аудио-видеосистемы. Послушав, сравнив и оценив, заказчик добавил и этот пункт в перечень заданий. Так что объем работ, учитывая сложность внедрения хорошей мультимедийной системы, вырос многократно.
Сотрудники техцентра принялись за дело. Работа начинается с бумаги: схемы, проекты, наброски. В первую очередь решили вопрос с задними сиденьями. Два дивана (в этой модели 2 ряда задних сидений) решили заменить на 2 передних сиденья от другого автомобиля. То есть вообще убрать складной третий ряд сидений, а задний диван сместить назад и заменить его на раздельных передних сидения, так как ни один диван никогда не сравнится по удобству и комфорту с индивидуальным креслом. Свои сиденья в этот раз любезно предоставил Nissan Maxima. Выбор пал именно на эти кресла за их удобство и технические возможности. Установили их в один ряд, оставив максимальное пространство между ними и передними сиденьями. Позади них осталось пространство не более полуметра. Новые сиденья сделали более высокими с помощью стальной сварной рамы. Позже весь салон, и новые, и старые сиденья были перетянуты кожей одного цвета и одной фактуры. Итак, требования дизайнера проекта уже были почти выполнены. В пространстве перед новыми пассажирскими сиденьями необходимо было вмонтировать холодильник и выдающуюся аудио-видеосистему. Выдающейся она была и с точки зрения мощности, и с точки зрения сложности архитектуры.
«Мозговой» центр мультимедийной системы — DVD-ресивер Alpine DVA-9861 – решили смонтировать на крышке холодильника, который расположился в физическом центре архитектурно-технического оснащения автомобиля. «Мозг» мультимедийной системы управляет процессором, который затем передает сигнал на усилители.
Усилитель Boston GT 42 имеет четыре канала и в общей сложности работает сразу на восемь динамиков. Два канала из четырех обслуживают басы (трехполосный фронт). Четыре динамика Hertz HV165L соединены таким образом, чтобы в любом режиме работы системы не создавать перегрузки усилителя. Оставшиеся два канала усилителя задействованы в средних и высоких частотах по известной схеме «2.5 полосы». В соответствии с этой схемой твиттер и среднечастотный динамик работают от одного канала через специально спроектированные пассивные фильтры. В данной конфигурации динамики (высокочастотный HT 25 и среднечастотный HL 70) соединены и размещены на одном подиуме. Нагрузка на второй четырехканальный усилитель меньше, 2 канала обслуживают сурраунд, тыловую акустику, и еще два канала подключены к динамикам центрального канала. Необычное решение нашего специалиста по акустике Владислава: сразу два центральных динамика, которые к тому же, вопреки названию, расположены далеко не по центру.
Это расположение было выбрано далеко не сразу, а в результате многочисленных экспериментов Владислава, и именно нестандартное решение позволило добиться естественного звучания. И для центра, и для тылового звука Владислав решил применить одну и ту же модель излучателя - коаксиальный Hertz HCX 100. Подиумы для тыловых головок вмонтировали в обивку задней двери машины, а головки, отвечающие за небольшой объем, расположились на боковине центрального мультимедийного архитектурного сооружения.
На этой стадии работ к проекту подключился другой очень опытный сотрудник Константин Сухаревский, который взял на себя всю работу с пластиком.
Центральная конструкция создавалась послойно и поэтапно. Основание конструкции – щит, расположенный за спинками передних сидений. Механизм, выдвигающий 19-дюймовый монитор Sumsung, крепится к указанному щиту и к полу. Привод был собран из комплекта сидений Nissan Maxima, но с ручной доработкой (например, пришлось специально вытачивать более длинные ходовые винты). На фанерное основание начали наращивать фигурные панели, за счет которых сооружение приобрело уникальный силуэт. Параллельно с этой работой создавались детали, которые образовывали объем для акустики центрального канала. Эти детали, создающие объем, состояли из нескольких частей: плоские поддоны из стеклопластика под верхней доской и вторая часть, которая была образована в массиве доски при помощи перегородок. В итоге объем вышел вполне достаточный – не менее 2.5 литров на одну головку для центра, плюс объем на двух четырехдюймовых головках. К необычной архитектуре Владислав пришел методом проб и ошибок. Басовые «смотрят по сторонам» - направлены на боковые двери; излучатели средних и высоких частот «целятся» в центр потолка.
Для того чтобы подобная структура стала возможной, задние боковые двери претерпели существенные изменения. В нижней части были устранены ненужные детали, предназначенные для штатной акустики, в основания поручней специалисты проекта вмонтировали подиумы, фрезерованными из MDF с опорой для двух головок.
Для воплощения такой геометрии двери (мы уже давно говорим о боковых, но задних) были основательно перепаханы: штатные места в нижней части заделаны, а в основания поручней имплантированы подиумы с опорными «восьмёрками» под две головки, фрезерованными из MDF. Завершающий этап многодельной акустической системы в пассажирском отделении — сабвуфер. Его корпус состоит из двух частей, одна из которых надевается на другую. Внутренняя часть — это соединённые вместе «этажерка» для усилителей и прямоугольных очертаний корпус собственно сабвуфера с полезным объёмом около 18 л. Сверху на этот агрегат надевается внешняя обшивка, придающая всей конструкции законченный архитектурный облик, а заодно организующая воздушный поток от климат-контроля для задних пассажиров таким образом, что часть охлаждённого воздуха из выходного сопла отбирается и направляется внутрь корпуса, охлаждая усилители. Теперь с удобством на задних сиденьях проблем не осталось самым решительным образом. А передние что, совсем выпали из картины всеобщего умиротворения? Ну нет, это было бы несправедливо. Когда машина попала в руки к её нынешнему хозяину, в ней обнаружился очень даже хороший мультимедийный Clarion в передней панели, правда подключённый к «никакой» штатной акустике в дверях, и даже небольшой усилитель, к которому был прицеплен корпусной сабвуфер.
Последний этап этого многоступенчатого проекта – сабвуфер. Двухчастный корпус, одна часть буквально надевается на другую. Часть, остающаяся внутри – это собственно корпус сабвуфера объемом около 18 литров, соединенный с этажеркой для усилителей. Поверх этой основы надевается обшивка, которая, помимо выполнения замысла дизайнера, организует воздушные массы, поступающие от кондиционера, таким образом, чтобы часть охлажденного воздуха была направлена на усилители внутри корпуса.
Столь решительные и кардинальные изменения решили вопрос комфорта на заднем сиденье. Однако и про переднее не стали забывать. Клиент приобрел машину с установленным мультимедийным центром Clarion, встроенным в переднюю панель. Правда, его потенциал был реализован далеко не полностью, поскольку подключен он был к плохой штатной акустике, вмонтированной в двери. Был даже небольшой усилитель, работавший в связке с корпусным сабвуфером.
Часть из этой техники, раз уж она есть, решили задействовать в новой акустической конфигурации. Прежде всего, глупо было бы не использовать возможности системы Clarion – вещь с достойным качеством и отличным потенциалом. Усилитель Fusion тоже пригодился и стал выполнять функции фронтального. Штатную акустику аннулировали, это все равно, что детский металлофон против симфонического оркестра. На передних дверях установили мидбасы Morel Pulse 6 - «по уму», на опорных кольцах. Установили также и ТВ-тюнер NRG, причем так, чтобы он мог подавать сигнал на обе зоны – пассажирскую и водительскую. Но не одновременно: коммутация устроена таким образом, чтобы безусловный приоритет оставался за пассажиром – в данном случае клиентом и владельцем автомобиля. При включении системы в пассажирской зоне канал водительской зоны обесточивается автоматически.
Несмотря на оправданно подчиненное положение водительской зоны, она также была оборудована достойно.