Выбор акустических систем
Акустические системы, динамики, громкоговорители — последнее звено отделяющее Вас от прослушивания любимых композиций. Именно они осуществляют преобразование электрического сигнала в колебания воздуха, которые в конечном итоге мы и слышим.
Конструкция современного динамического излучателя (собственно динамика) была разработана в конце 19‑го века, и с тех пор она только совершенствовалась. Наибольшее распространение в аудиосистемах получили диффузорные громкоговорители. Как правило они применяются в НЧ- и СЧ-звеньях системы. В высокочастотном звене распространение получили купольные излучатели.
Диффузорные громкоговорители
Состоят из кольцевого магнита в который помещена звуковая катушка, соединенная с диффузором. А сам диффузор закреплен на диффузородержателе при помощи подвеса (как правило резинового) и центрирующей шайбы.
Диффузоры динамика изготавливаются из различных материалов: бумага, полипропилен, кевлар, карбон, алюминий, а так же их сочетаний (сендвич). Потенциально наивысшее качество звука можно получить от бумажных диффузоров, так как они обладают наиболее сбалансированным сочетанием характеристик. Металлические диффузоры обладают высокой жесткостью, но при этом не свободны от резонансов вне диапазона излучения. Динамики с пластиковыми и полипропиленовыми диффузорами очень дешевы в производстве и как правило применяются в моделях начального уровня.
Диффузородержатели (корзины) бывают штампованными (из стали), литыми (алюминий и его производные) и пластиковыми. Наиболее предпочительны динамики с литыми корзинами — они лучше заглушены, практически лишены резонансов и соответственно свободны от призвуков.
Купольные громкоговорители
Применяются, как правило, в ВЧ-диапазоне, и изредка встречаются купольные среднечастотные динамики. Их конструкция практически аналогична конструкции диффузорного динамика, с одним лишь нюансом. Если диффузорный динамик имеет резиновый подвес, а катушка крепится фактически к центру диффузора, то у купольного динамика диффузор имеет форму купола, а катушка крепится к его краям. Основными материалами при производстве куполов является шелк и металл. Шелковые купола так же как и бумажные диффузоры обладают сбалансированными параметрами и мягким натуральными звучанием, а металлические придают звучанию резкость (что плохо) и детальность (что хорошо).
Параметры динамиков
- Мощность — тут как и в случае с усилителями, далеко не самый важный параметр, показывает всего лишь ту величину подводимой мощности, которую динамик может выдержать в течении определенного времени без выхода из строя.
- Чувствительность — показывает какое звуковое давление может развить динамик на расстоянии одного метра от центра диффузора при подаче на него сигнала мощностью 1 Ватт. Вот как раз на него и надо обращать внимание для того, что бы понять насколько громко будет звучать Ваша аудиосистема.
- Импеданс — зависимость электрического сопротивления от частоты. Стандарт в car audio — 4 Ом. Более высокое сопротивление позволяет усилителю лучше контролировать движение диффузора, особенно при воспроизведении низких частот, но при этом в 2 раза снижается мощность отдаваемая усилителем. Более низкое сопротивление способно вывести усилитель из строя, если в инструкции к нему не оговаривается возможность работать на низкоомную нагрузку.
- Частотная характеристика — диапазон воспроизводимых частот, как правило представляется производителем в более выгодном свете и практической пользы почти не несет.
- Параметры Тиля-Смолла — используются для расчета акустического оформления громкоговорителей, для их практического применения необходимы программы по расчету оформления.
2 или 3 полосы
Прежде чем начать выбирать себе акустические системы, необходимо определиться с компоновкой акустики, 2‑х полосная система (мидбас + твиттер) это будет или 3‑х полосная (мидбас + мидрейндж + твиттер). Как правило поставить оптимальным образом 2‑х полосную акустику несоизмеримо проще и большинстве случае такая инсталляция не потребует глобальных изменений деталей салона. Также 2‑х полосная система существенно упрощает фазовое согласование динамиков и при тщательном подборе компонентов позволяет получить качество звучания сравнимое, а возможно даже превосходящее 3‑х полосные системы. В случае же использования 3‑х полосной акустики, для более полной реализации ее возможностей весьма желательно полностью поканальное усиление с возможностью индивидуальной тонкой настройки каждого излучателя. Ну и, разумеется, установочное место под отдельный среднечастотный излучатель.
Кроссовер
Необходимы для ограничения полосы частот, воспроизводимых конкретным излучателем. Подача слишком низкой частоты на ВЧ-динамик приведет к его банальному выходу из строя. А высокочастотная составляющая поданная на мидбас, во‑первых, будет воспроизведена далеко не лучшим образом (если вообще будет воспроизведена), а во‑вторых, привяжет звук к ближайшему излучателю, и в результате «убьет» звуковую сцену.
Рекомендации по выбору акустических систем
Лучше всего динамики получаются у фирм специализированных на громкоговорителях, то есть производящих только динамики, а не все для автозвука (усилители/головные устройства/провода).
Недорогая акустика, как правило, жанрово ориентирована, поэтому проконсультируйтесь с продавцом относительно того, на какой жанр ориентирован выбранный Вами комплект.
Не смотрите на заявленную мощность, лучше поинтересуйтесь чувствительностью динамиков. В основном более мощные динамики имеют низкую чувствительность и не могут достичь больших величин звукового давления.
Если Вы не планируете глобальную переделку автомобиля только лишь ради качественного звука, то наилучшим вариантом будет отказаться от выбора 3-х полосной акустики и остановиться на 2-х полосах.
Ни в коем случае не скупитесь на качественную инсталляцию Ваших динамиков: можно купить высококлассную дорогую акустику и загубить все ее преимущества неквалифицированной установкой.
Шумовиброизоляция хотя бы передних дверей, поможет Вам реализовать возможности мидбасового динамика в части воспроизведения низких частот.
Ведущий специалист Car Audio Прудников Алексей.